Учебный центр
 

Газета Северная Осетия от 26.07.2012

Сдаваться не намерены 

Владикавказский трамвай оказался в трудном положении. Трудном, но небезвыходном.

Этот разговор напрашивался уже давно: в нынешнем году окончившее свое существование банкротством Трамвайно-троллейбусное управление не раз давало повод для публикаций. Причем поводы были чаще всего не самые радостные. Например, забастовка работников ВТТУ, не получавших зарплату в течение трех месяцев, несколько ЧП с участием трамвайных вагонов... Словом, поговорить предметно и обстоятельно было о чем. Тем более, что в апреле нынешнего года предприятие, образованное на базе управления – «Владэлектротранс» – возглавил новый руководитель Олег ДЕДЕГКАЕВ. Сегодня директор, успевший за эти несколько месяцев вникнуть в суть происходящего до мельчайших подробностей, отвечает на вопросы «СО». 
– Олег Магометович, проблемы у владикавказского трамвая начались не вчера. И, судя по всему, не завтра закончатся... Обозначьте, пожалуйста, те основные позиции, которые препятствуют полноценной работе предприятия. 
– Их несколько. Во-первых, это критический износ путевого хозяйства. Контактная сеть изношена на 80%. Не самым лучшим образом обстоят дела и с путевым хозяйством. Правда, тут мы уже сдвинулись с мертвой точки: реконструкция пути начата. Но, если говорить прямо, этого мало. По нормативам ремонтироваться должно 8 км пути в год. А у нас 20 лет вообще ничего не предпринималось. Ясно, что в жестко ограниченных бюджетных рамках делается все возможное, однако по факту настойчиво требуют ремонта еще километры и километры пути. Во-вторых, мы испытываем крайнюю нехватку специалистов. Слесари, электромонтеры, инженеры – сегодня эти профессии и без того не востребованы молодежью, так еще и небольшие оклады, которые мы в состоянии предложить, мало кого могут привлечь... 

– Картина и впрямь далека от позитивной. И как быть? Отказаться от одного из самых ярких и старых символов Владикавказа? 
– Все говорят: «символ Владикавказа». Но трамвай – не тот символ, который может существовать сам по себе, без постоянной и ощутимой поддержки. С ростом конкуренции в транспортной отрасли, понятно, электротранспорт заметно растерял свои позиции. Нет того пассажиропотока, который мог бы обеспечить предприятие стабильным доходом, в связи с большой конкуренцией в сфере пассажирских перевозок. Плюс к этому – существующий тариф, по нашим расчетам, на 11 рублей ниже экономически обоснованного. То есть мало того, что предприятие не может зарабатывать просто из-за отсутствия необходимого числа пассажиров, так еще и те средства, которые получаем от перевозок, не покрывают и половины расходов... 
Предприятию нужна помощь. Необходима! Иначе его постигнет та же участь, что и ВТТУ – банкротство. Нужна компенсация межтарифной разницы, нужны средства на ремонт рельсового хозяйства и контактной сети, на приобретение вагонов... 
– Кстати, о подвижном составе. Не так давно, вроде бы, шла речь о приобретении новых вагонов. 
– Уже осенью, я надеюсь, мы получим 10 вагонов после капитального ремонта. Приобретаем все те же трамваи из Германии. Они хорошо зарекомендовали себя. Но нужно понимать, что трамвай в целом – это цепочка жестко связанных между собой звеньев. Для четкой работы нужно нормальное функционирование всех элементов инфраструктуры. Рельсы, контактный провод и сами вагоны должны быть в порядке. Иначе, пустив по изношенным путям новые вагоны, мы через короткое время получим ту же картину, что имеем сегодня. 
Надо сказать, что контактную сеть начинаем менять небольшими участками своими силами. Первый этап – от площади Героев до пл. Штыба. 
Кроме того, мы подали заявку, чтобы принять участие в одной из федеральных программ, которая позволит получить дополнительные средства. А средства нам необходимы, как воздух! 
– Проблемы «Владэлектротранса» недавно стали темой и для обсуждения в правительстве республике... 
– Это так. Сейчас идет анализ положения дел, предложено проработать пути выхода из кризиса. 
– А вы сами как их видите, эти пути? 
– Сказать просто. Сделать сложнее... Очевидно ведь, что вся наша проблема в катастрофической нехватке средств. По городской программе развития электротранспорта мы ежегодно получаем финансирование. Его хватает на платежи по счетам за электроэнергию и частично на зарплату сотрудникам... Надеемся, повторюсь, на участие в федеральной программе. Надеемся на то, что под свое крыло возьмет республика. Мы сами не сидим сложа руки, но нужно понимать, что заведомо убыточное социально ориентированное предприятие не может в принципе выживать самостоятельно! 
– Есть такие разговоры: символ символом, но коли уж этот вид транспорта настолько дорог, может, и вовсе от него отказаться? Как смотрите на это? 
– Отказаться всегда легко. Это вообще общероссийская тенденция: во многих регионах сокращается использование электротранспорта ввиду дороговизны его эксплуатации. Хотя есть положительный опыт: в Пятигорске и Ульяновске, например, где налажена его стабильная работа. И перспективы, и преимущества трамвая не видеть невозможно. Безусловно, это экологичный вид транспорта – разве для Владикавказа это не актуально? Трамвай, тем более если учесть ужесточившееся наказание за выезд автомобиля на трамвайные пути, спокойно чувствует себя в городских пробках, двигаясь по рельсам без препятствий. Это тоже, как говорится, на злобу дня. Кроме всего прочего, вместимость вагонов – до 100 человек. То есть один вагон заменит больше 8 «Газелей». Это разве не аргумент? 
Все эти доводы нельзя сбрасывать со счетов. Нельзя сдаться и, пустив дело на самотек, спокойно ждать, когда многолетняя агония трамвая завершится летальным исходом. Это прекрасно понимают и в городской администрации, и в правительстве республики. 
– И еще один вопрос: насколько сегодня трамвай безопасен? Несколько аварий, произошедших в нынешнем году, боюсь, даже у ярых поклонников электротранспорта отбивают желание пользоваться его услугами... 
– Трамвай безопаснее, чем любой другой вид транспорта. В имевшихся ЧП свою роль сыграли и объективные факторы, и стечение обстоятельств... Но нужно сказать: каждый вагон перед выходом на линию проходит технический осмотр. В целом, повторюсь, происшествий с участием трамвая гораздо меньше, чем с автомобильным транспортом. Мы следим за регулярностью движения. Через некоторое время, пополнив парк, увеличим количество ежедневно выходящих на линии вагонов... 
Не собираюсь делать хорошую мину при плохой игре: наши проблемы очевидны. И все же мы делаем все, чтобы решать их своими силами и привлекать тех, кто мог бы нам помочь. Это сложно. Это не всегда выходит гладко. Но хочу повторить: сдаваться мы не намерены. 

Фото К. ФАРНИЕВА.

Автор: О. ДЗГОЕВА.

 

//