Газета Северная Осетия от 15.05.2012

Цены имеют неприятное свойство расти...

Последний раз тема повышения цен на транспорт поднималась в 2010 году. Поднималась на повышенных тонах: решение об изменении тарифа тогда было принято частными перевозчиками без соблюдения установленных правил. И все же спустя некоторое время тариф был пересмотрен и постановлением правительства республики установлен на отметке 10 рублей за одну поездку на маршрутном такси по Владикавказу. Проезд на городском авто- и электротранспорте составил 8 рублей. Для автобусов на пригородных и межмуниципальных маршрутах была установлена цена 0,85 руб. за один пассажирокилометр, для частных перевозчиков – 1,05 руб. за пассажирокилометр. 
Сегодня вопрос снова возник. Причем на этот раз все в русле закона: за два прошедших с последнего повышения тарифов на транспорт года цены вообще заметно подросли. И если уж говорить об отраслевых нуждах, то стоимость ГСМ, запасных частей, резины тоже претерпела значительные изменения. Понятно, что не в сторону сокращения... 
– Мы столкнулись с необходимостью принятия этого непростого решения, – объясняет заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Северной Осетии Валерий Бурдзиев. – Был подготовлен проект постановления, который предусматривает новые тарифы на проезд в городском, пригородном и межмуниципальном транспорте. Так, по проекту цена проезда в маршрутных такси планировалась на уровне 13 рублей, в городских автобусах и трамваях – 10 рублей, на автобусах, обслуживающих пригородные и межмуниципальные маршруты, – 1,05 руб., в маршрутных такси на этих же направлениях – 1,25 руб. за один пассажирокилометр.
Постановлением правительства были утверждены все предлагаемые тарифы, кроме одного: проезд на «маршрутке» составит 12 рублей.
Стоит отметить, что даже повышенные тарифы далеки от экономически выгодных: себестоимость пассажирских перевозок из расчета на один пассажирокилометр составляет сегодня 1,50 руб., то есть один отдельно взятый автобус с каждого километра теряет, перевозя пассажира, 65 копеек. С повышением цены до 1,05 руб. на пригородных и межмуниципальных маршрутах эта разница сократится – убыток составит 45 копеек... То есть, получается, автопредприятия все равно остаются в невыгодном для себя положении. Выходом может стать только увеличение потока пассажиров, а этого, если судить по ситуации, сложившейся за несколько последних лет, ждать не приходится.
– В каждом регионе вопрос с общественным транспортом решается по-разному. Где-то тарифы на проезд покрывают те расходы, которые несет перевозчик (в этих регионах тариф значительно выше, чем у нас). Где-то межтарифную разницу покрывают из муниципальных или региональных бюджетов. Словом, подходы разные. Мы вынуждены сокращать разницу между существующим тарифом и себестоимостью с помощью повышения цен на проезд в общественном транспорте.
Понятно, что подобные новости пассажиров вряд ли обрадуют – для многих расходы на ежедневное передвижение по городу или республике и без того весьма ощутимы. И тем не менее проект постановления был принят: за проезд придется платить больше уже с 1 июня нынешнего года.

Автор: О. ДЗГОЕВА.