Значение городского электротранспорта

Организация перевозок в городах транспортом общего пользования должна выполняться комплексно, на основе рационального применения каждого вида транспорта (и каждой разновидности видов тяги, путевых конструкций и т.п.). Сегодня применение дизельной и электрической тяги в разных сочетаниях встречается как на рельсовом (ЛРТ(легко-рельсовый транспорт) на дизельной и комбинированной тяге), так и на безрельсовом транспорте (дуобусы, троллейбусы, автобусы). С ростом экологических требований, повышением стоимости моторного топлива возрастёт роль комбинированных систем (с дизель-генератором), систем с подзарядкой аккумуляторов на остановках, систем на суперконденсаторах, в результате чего классический троллейбус и автобус будут постепенно заменяться электробусом (автобусом на электротяге полностью или частично без контактной сети); на трамвае источник питания и тяга также будут варьироваться.

В современных условиях ГЭТ — это не трамвай и троллейбус как таковые, а система организации пассажирских перевозок на основе рационального применения технических средств.

Электрическая тяга предоставляет следующие существенные преимущества по сравнению с дизельной:

·        нулевой выхлоп в зоне следования и посадки;

·        бесшумность (минимально возможный уровень шума);

·        отсутствие вибрации в салоне;

·        энергосбережение (минимальное энергопотребление);

·        плавный разгон и торможение, отсутствие переключения передач;

·        максимальная тяга двигателя при любой скорости;

·        повышенная надёжность транспортных средств;

·        отсутствие холостой работы двигателей;

·        низкая стоимость эксплуатации;

·        высокая привлекательность для населения;

·        снижение пользования индивидуальным транспортом, разгрузка дорог.

Данные преимущества в равной степени относятся к трамваю, троллейбусу, а также к электрическим транспортным средствам, работающим на автономных источниках питания (аккумуляторах, суперконденсаторах).

Рельсовый транспорт предоставляет следующие преимущества по сравнению с безрельсовым:

·        высокая провозная способность (в 2-4 и более раз);

·        сокращение потребности в территориях для перевозки пассажиров (в 2-4 раза);

·        сокращение потребления энергии на тягу (за счёт снижения трения при движении);

·        меньшая потребность в персонале на одного пассажира;

·        сокращение эксплуатационных затрат (за счёт персонала и энергии);

·        отсутствие выбросов резиновой крошки и использования шин, связанного с загрязнением окружающей среды;

·        исключение движения постороннего автотранспорта по выделенному пути (за счёт конструкций пути железнодорожного типа);

·        повышенная безопасность (меньше маневров, отсутствие постороннего транспорта на пути);

·        увеличенная скорость движения (за счёт повышения безопасности);

·        ещё более высокая привлекательность для населения;

·        дальнейшее снижение пользования индивидуальным транспортом, разгрузка дорог.

Рельсовый транспорт в сочетании с электрической тягой в наибольшей степени отвечает основной задаче общественного транспорта — обеспечению устойчивого развития городов за счёт сокращения воздействия на окружающую среду и снижения использования ресурсов.

В то же время, применение эффективных технологий требует высокой культуры эксплуатации и соблюдения технологических требований. В частности, необходимо постоянное совершенствование конструкций узлов и механизмов контактной сети и путей. Необходимы меры по организации движения, устраняющие препятствия на пути общественного транспорта (выделенные полосы для движения общественного транспорта, либо отведение транспортных потоков на альтернативные маршруты, контроль паркирования в зоне следования общественного транспорта).

Отсутствие системного подхода к организации транспортного сообщения привело к недопониманию роли ГЭТ, восприятию контактной сети и трамвайных путей как «ненужных усложнений». Недостаток финансирования отрасли городского транспорта и научных изысканий привёл к тому, что электрическая тяга и другие технологии на транспорте внедрялись не по итогам технико-экономических расчётов, а на основе политических решений, при этом не обеспечивалось совершенствование технологий городского транспорта. В итоге до сих пор на трамвае и троллейбусе применяются устаревшие спецчасти, что вызывает значительное замедление движения трамвая и троллейбуса в узлах и на пересечениях линий.

Отсутствие внимания к предоставлению бесперебойного проезда общественного транспорта привело к блокированию движения трамвая и троллейбуса на ряде магистралей, что вызвало рост заторовых ситуаций.

Стратегия развития транспортных систем городов должна быть направлена на системный, основанный на научных и инженерных изысканиях, подход при организации транспортного обслуживания. Применение тех или иных видов транспорта, маршрутных схем, размещение остановочных пунктов, организация пересадочных узлов должны быть основаны на тщательном технико-экономическом обосновании в комплексе с необходимыми условиями — «инструкцией по эксплуатации» для органов власти в городах.

Даже полное соблюдение технологий на транспортных предприятиях не обеспечит надлежащего качества перевозок, если власти городов не организуют надлежащий контроль за паркированием, работой выделенных полос и т.п.

Считаем необходимым выделить городской пассажирский транспорт в отдельную отрасль хозяйствования с включением в неё комплекса транспорта общего пользования, индивидуального автотранспорта (в т.ч. паркирование), организацию движения, мероприятий, направленных на сдерживание использования индивидуального автотранспорта и повышение роли общественного транспорта.

Только широкий охват комплекса вопросов транспорта в городах позволит воспользоваться преимуществами эффективных технологий и обеспечить устойчивое развитие городов.